Sepleriň elýeterliligi

Soňky habar

Угасающие надежды на создание свободного от расизма общества


Массовые протесты в Нью-Йорке после решения присяжных не предъявлять обвинений нью-йоркскому полицейскому за смерть афроамериканца. 4 декабря 2014 года.
Массовые протесты в Нью-Йорке после решения присяжных не предъявлять обвинений нью-йоркскому полицейскому за смерть афроамериканца. 4 декабря 2014 года.

Избрание Барака Обамы на пост президента в 2008 году послужило поводом для надежд на наступление пострасистской эпохи. Появление афроамериканца в Белом доме положило символический конец темному наследию страны, с его рабовладением и узаконенным расизмом.

Однако недавние решения, вынесенные коллегией присяжных, постановивших не предъявлять официальных обвинений белым полицейским, убившим чернокожих подозреваемых, вызвали уличные протесты по всей стране. Это вновь привлекло внимание общества к закоренелой проблеме расового разделения.

«Я всегда говорил об абсурдности идеи о том, что расизм остался в прошлом. Те, кто поддерживает этот «пострасистский» миф, или наивны, или кривят душой, — написал на этой неделе в газете Washington Post обозреватель Юджин Робинсон. — И сейчас это стало трагически очевидно».

3 декабря большое жюри присяжных вынесло решение не предъявлять обвинений нью-йоркскому полицейскому за смерть афроамериканца Эрика Гарнера, подозревавшегося в нелегальной торговле сигаретами.

На видеозаписи произошедшего в июле инцидента видно, как полицейский при задержании душит Гарнера, а тот, прежде чем потерять сознание, несколько раз повторяет: «Я не могу дышать!» Прибывшие к месту инцидента медработники и полиция на протяжении нескольких минут не оказывали помощи, оставив его лежать на земле. Страдающий астмой 43-летний Гарнер вскоре скончался.

По заключению городского судмедэксперта, причиной смерти стало удушение, наступившее в связи с примененным полицейским удушающим приемом.

Сидячая акция протеста после отказа присяжных предъявлять обвинения белому полицейскому. Мужчина в центре держит плакать с надписью: "Я не могу дышать". Нью-Йорк, 3 декабря 2014 года.
Сидячая акция протеста после отказа присяжных предъявлять обвинения белому полицейскому. Мужчина в центре держит плакать с надписью: "Я не могу дышать". Нью-Йорк, 3 декабря 2014 года.

Фраза «Я не могу дышать!» стала девизом протестующих по всей стране, относящихся ко всем расовым группам. Люди возмущены решением присяжных не предъявлять обвинений полицейскому, несмотря на однозначность видеозаписи.

Всего за несколько недель до этого решения другое большое жюри присяжных также постановило не предъявлять обвинений белому полицейскому, застрелившему 18-летнего афроамериканца в городке Фергюсон (штат Миссури).

В этом случае полицейский утверждал, что действовал в целях самозащиты. Свидетели рокового инцидента дали противоречивые показания. Видеозаписи произошедшего не оказалось.

Многие считают, что оба случая подчеркивают как предвзятое отношение правоохранительных органов США к афроамериканцам мужского пола, так и безнаказанность, которой пользуются полицейские, убившие при исполнении служебных обязанностей чернокожих подозреваемых.

Говоря об уголовных делах с расовой подоплекой, американский президент Барак Обама неоднократно подчеркивал, что США — страна, подчиняющаяся законам. 4 декабря, на следующий день после решения по делу Гарнера, Обама заявил: «Как мы, к несчастью, убедились за последние дни, когда дело касается нашей системы уголовного правосудия, слишком многие американцы ощущают глубокую несправедливость в различии между идеалами, к которым мы стремимся, и законами в их каждодневном применении».

«ДОЛГАЯ ИСТОРИЯ РАСИЗМА»

По мнению известного журналиста и общественного деятеля афроамериканского происхождения Та-Нехиси Коутса, проблему применения насилия полицейскими по отношению к чернокожим в США стоит рассматривать не как самостоятельное явление, а скорее, как часть более широкой проблемы расизма.

«Эта страна обладает долгой историей расизма, и система уголовного правосудия является, пожалуй, наиболее очевидным орудием проведения [политики] расизма, — заявил Коутс в интервью телекомпании MSNBC. — Однако ни система уголовного правосудия, ни полиция отнюдь не являются источниками расизма. Полиция лишь выполняет пожелания того общества, которое она представляет».

В своей оценке ситуации расовых взаимоотношений Коутс не одинок.

Акция протеста после отказа присяжных в Нью-Йорке предъявлять обвинения белому полицейскому. Калифорния, 3 октября 2014 года.
Акция протеста после отказа присяжных в Нью-Йорке предъявлять обвинения белому полицейскому. Калифорния, 3 октября 2014 года.

Согласно данным исследований, на фоне продолжающегося неравенства между белыми и черными по целому ряду демографических показателей афроамериканцы придерживаются всё более мрачных взглядов на межрасовые отношения.

В августе исследовательская организация Pew Research Center и газета USA Today провели опрос общественного мнения. Согласно опросу, большинство как белых, так и черных считают межрасовые отношения хорошими. Однако число придерживающихся этой точки зрения афроамериканцев понизилось на 12 процентов (с 76 до 64) начиная с 2009 года, когда Обама стал президентом.

В то же время сведения Бюро переписи населения США, а также данные, собранные и обработанные компанией «Блумберг», демонстрируют, что, несмотря на то что за последние 50 лет количество афроамериканцев, живущих за чертой бедности, и сократилось, они продолжают отставать от своих белокожих сограждан по уровню заработка, жилищных условий, трудоустройства и образования. Уступают они также и в средней продолжительности жизни и в других показателях.

Согласно данным ФБР 2011 года, афроамериканцы часто фигурируют в делах об убийстве в качестве жертв или преступников. Несмотря на то что афроамериканцы составляют менее 13 процентов населения США, жертвами более чем половины дел об убийствах в прошлом году стали именно они.

4 декабря, говоря о проблеме неравенства, Обама заявил: «Средоточием американских идеалов является ощущение общности. Никому не гарантирован успех, но возможности предоставлены каждому. И мы готовы сделать всё, чтобы проложить дорогу к успеху не только нашим собственным детям, но и всем».

«В некотором смысле все — наши дети, мы несем ответственность за всех», — добавил он.

«АМЕРИКАНСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Сразу же после постановления коллегии присяжных по делу о смерти Гарнера Обама поклялся, что «сделает всё», «чтобы мы жили в стране, где каждый верит в основной принцип всеобщего равенства перед законом». Он подчеркнул всю важность единства между людьми разной расовой принадлежности.

«На всех нас, как на американцах, вне зависимости от расы, религии, вероисповедания, лежит обязанность признать эту проблему как общеамериканскую — не черную, не коричневую и не проблему коренного населения», — заявил Обама.

Акция протеста после отказа жюри присяжных предъявлять обвинения белому полицейскому. Лос-Анджелес, 5 декабря 2014 года.
Акция протеста после отказа жюри присяжных предъявлять обвинения белому полицейскому. Лос-Анджелес, 5 декабря 2014 года.

Директор Института афроамериканских исследований при Коннектикутском университете Джелани Кобб сравнивает реакцию Обамы на дело Гарнера с публичными заявлениями президента, последовавшими после других убийств чернокожих, вызвавших масштабные протесты в США за последние годы.

Отмечая однообразность каждого из этих заявлений вкупе с выражением почтения к судебной системе США, Кобб пишет, что меняются, похоже, только имена жертв.

«Президент Обама в этом не виноват, но это, тем не менее, бросает тень на его репутацию, — написал он 4 декабря в своей статье в журнале New Yorker. — Повторяющиеся проблемы, вызывающие у президента постоянные призывы к «заживлению». Но заживления не происходит. У нас остаются шрамы».

В то же время постановление коллегии присяжных по делу Гарнера чуть не лишило дара речи одного из наиболее почитаемых американских сатириков и политических комментаторов.

«Мы определенно не живем в свободном от расизма обществе, — начал свой вступительный монолог ведущий политико-сатирической программы Daily Show Джон Стюарт. — Держу пари, что многие люди задают себе вопрос, в цивилизованном ли обществе мы живем. <...> Я не знаю, что и ответить».

Карл Шрек

В статье использованы материалы компании «Блумберг».

XS
SM
MD
LG